Норман А. и Джин С. Остин
Когда речь идет о судействе и выставках собак, мы довольно часто слышим слово «тип». Это слово, может быть, наиболее часто употребляемое по отношению к собакам и наименее понятное. Похоже, что все мы – судьи и заводчики – прибегаем к этому слову, когда не способны ничего больше сказать о конкретной собаке. Обычно в таких случаях можно услышать от кого-либо: «Кобель очень типичен» или «Это просто собака не моего типа».
Понятие типа
Что такое «тип»? Словари посвящают определению этого слова целую колонку. Нам предлагается не меньше шестнадцати основных толкований со множеством дополнительных. Возможно это из них наиболее удачное: «Идеальный образец в своем роде, классе или группе». Я всегда считал, что понятие «тип» связано с идеалом. Наша цель как заводчиков – стремление к совершенному идеалу. Другими словами, к «типичной» собаке. Я на опыте убеждался, что владельцы крупного рогатого скота гораздо объективнее и логичнее судят о типе, чем мы, собаководы. Мы склонны относиться к своим собакам намного эмоциональнее и часто впадаем в «слепую влюбленность» к питомцу. Основная причина тут в том, что здоровый и правильный тип очень важен для скотоводов, поскольку животные составляют не только часть их повседневной жизни, но и дают средства к существованию. Стандарт – вырабатывается на протяжении многих и многих поколений, когда появляются великолепные особи, отвечающие всем требованиям, ради которых выведена порода. Если вы стараетесь получить животное, которое будет жить дол-го и продуктивно, его тип обязательно должен быть здоровым. Гармоничное сложение животного – вот что сводит вместе понятия типа и здоровья. Мы знакомимся со словом «тип», когда впервые начинаем читать об избранной для себя породе. Оно становится отправной точкой принятия решений как при покупке, так и при племенной работе или судействе. Однако это слово быстро становится предметом множества интерпретаций. Мне всегда казалось, что мы по-разному понимаем слово «тип» в зависимости от того, чем занимаемся. Конечно, выбирая своего первого щенка, мы руководствуемся главным образом зовом сердца и попросту убеждаем себя, будто полюбившийся щенок весьма «типичен». Для судей же глаз (визуальное восприятие) играет немалую роль. Нередко мы слышим: «У этого судьи наметанный, верный глаз на собак»! И правда, только профессиональный судья или заводчик, похоже, обладают особым даром, чутьем, отличая достойное животное, хотя в той или иной степени «набить глаз» может каждый. Это во многом зависит от тренировки и опыта.
Поиски идеального представителя породы способны доставить радостные и увлекательные переживания. Гораздо легче заметить в животном недостаток, чем правильную черту. Однако именно глаз на правильные черты отличает искусного судью или заводчика от рядового, среднего. Чтобы стать хорошим заводчиком или судьей, надо много работать. Разумеется, вы должны отмечать недостатки животного, но должны также видеть и достоинства, которые зачастую труднее уловить, чем откровенно бросающиеся в глаза пороки. Помните, один недостаток не перечеркивает собаку, и бывали воистину превосходные производители, имевшие как минимум один из них. Чтобы натренировать глаз и научиться распознавать тип, надо быть объективным, ходить на выставки и смотреть чужих животных. Надо рассматривать животное в целом, не ограничиваясь какой-то отдельной статью. И надо всегда помнить, что тип – это суть и смысл породы.
Модные веяния
В племенной деятельности мы часто сталкиваемся с причудами моды и нередко принимаем решения, продиктованные не стандартом, а сиюминутными веяниями. Причуды способны пойти породе как на пользу, так и во вред. К сожалению, далеко не одна порода претерпевала изменения, продиктованные модой, и далеко не всегда это приводило к лучшему. К счастью, большинство стандартов не подлежит изменениям по прихоти одного заводчика, и модные фантазии часто изживают себя, не успев причинить вред породе. Только из-за того, что собака достигает триумфа на выставке, она еще не становится идеальной. Особенные отличия не всегда плохи, иногда они ближе к идеалу. Поистине опытный судья, который знает породу и судит ее справедливо, часто высказывает далеко не самую популярную точку зрения. Когда в группе, включающей шесть представителей, пять однотипных, а один от них отличается, это не означает, что плох именно он. На самом деле вполне может быть наоборот. И судья должен быть не только опытным, но еще и отважным, чтобы распознать разницу, а потом составить новую группу, начиная с того, кто ближе всех к идеалу. Группа однотипных собак может быть многочисленной, но это не обязательно лучшие представители породы.
Суть судейства
Возможно, не каждому со временем приходит желание стать судьей, но каждый по-настоящему интересующийся своей породой испытывает желание знать о ней как можно больше. Мы все гордимся возможностью разглядывать группу на ринге, а потом толковать о ней с маломальским знанием дела. Многие из вас захотят испытать себя в судействе, но позвольте со всей определенностью заявить, что судейство - дело ответственное, а вовсе не легкий способ взобраться наверх. Я искренне возражаю тем, кто по ошибке считает судейство воротами в избранный круг собачьего царства. Хорошие и знающие судьи всегда нужны, но сперва вам придется посвятить годы непрерывной учебе и самоотверженному труду. Судьями за одну ночь не становятся, так же, как и заводчиками. Судейство требует всеобъемлющего знания породы, подкрепленного многолетним практическим опытом заводчика и хендлера. Прежде чем стать судьей, надо поработать на многочисленных выставках и состязаниях помощником – чем больше, тем лучше. Кого ни судить – ваша задача состоит в выявлении лучшего на данный момент животного. Только одна собака может быть лучшей в породе, и ее не всегда можно отыскать даже в группе чемпионов.
Судить всегда надо по достоинствам, а не по недостаткам. Ищите хорошее, и это войдет в привычку при осмотре любого животного. Я вовсе не утверждаю, что следует игнорировать недостатки или недооценивать их важность, но необходимо наверняка гарантировать, что вы не слишком их подчеркиваете. Судья обязан принять позитивную точку зрения, с которой и должен помогать заводчикам работать над породой. Мы ведем племенную работу ради достоинств, а не ради пороков, и для меня всегда остается тайной, почему некоторые судьи основывают свои оценки на недостатках. Чтобы стать хорошим судьей, нужно познакомиться со стандартами породы и четко следовать им и предназначению породы. Это не всегда легко, особенно с теми животными, которые подлежат дисквалификации. Я, подобно большинству из вас, встречал судей, старающихся избежать дисквалификации в сомнительных случаях, чтобы не переживать частенько следующих за дисквалификацией собаки сцен. Никто не говорит, что это легко, но у каждой породы есть свои цели и функции, и мы, как заводчики и как судьи, должны честно следовать этим целям.